Даже сказки предлагают нам леденящие душу сюжетные повороты, а они-то предназначены для детей…
На границе с тёмным временем года неведомое и страшное настолько захватывает нас, что мы начинаем говорить об этом всё чаще.
Мы вспомнили, что даже сказки предлагают нам леденящие душу сюжетные повороты, а они-то предназначены для детей.
Зачем вообще страшное в сказках, выяснили с помощью педагога и психолога А101 Лёрнити Валерии Виноградовой.
Зачем вообще страшное в сказках, выяснили с помощью педагога и психолога А101 Лёрнити Валерии Виноградовой.
Путь героя
Самые разные народы, которые никогда не пересекались друг с другом, учат своих детей на одинаковых сказках. Разные культуры пересказывают историю с помощью образов, близких и понятных её носителям, но идея везде одна. С помощью образов люди передают свои эмоциональные ощущения и внутренние переживания.
Это страх перед неизвестностью, одиночеством, поиск себя, взросление. Поиск себя и взросление — это некий путь. Именно поэтому многие сказки построены на путешествии героя, в котором он преодолевает трудности и выходит из них с честью, становится сильнее, получает вознаграждение за свои старания в прямом и переносном смысле.
Это страх перед неизвестностью, одиночеством, поиск себя, взросление. Поиск себя и взросление — это некий путь. Именно поэтому многие сказки построены на путешествии героя, в котором он преодолевает трудности и выходит из них с честью, становится сильнее, получает вознаграждение за свои старания в прямом и переносном смысле.
Это образная история о том, как справиться со страхом на каждом этапе пути и выполнить свою задачу. Преодолевая трудности пути, герой растет над собой, с ним происходят внутренние и внешние перемены.
Сказки и мифы рассказывают нам старые истории. Они нам не угрожают, когда мы их читаем. Всё страшное находится в этом воображаемом месте, а мы рядом с родителями в безопасности и в любой момент можем закрыть книгу. Ребёнку важно знать, что это было раньше со многими другими людьми, а значит, можно пережить, и даже стать сильнее, стать героем.
Страх как ресурс
Чтение страшных сказок помогает наработать внутренний ресурс, превращая страх в интерес. Подобно тому как герои сказок преодолевают трудности и опасности, можно развить способность адаптироваться к неожиданным или неприятным ситуациям.
Сказки знакомят ребёнка с различными эмоциями. И это не только страх, но и беспокойство, сострадание, радость и печаль. Вместе со сказкой он проживает и справляется со своим состоянием, а значит сможет быть готовым и к задачам, которые обязательно будут стоять перед ним в жизни.
Сказки знакомят ребёнка с различными эмоциями. И это не только страх, но и беспокойство, сострадание, радость и печаль. Вместе со сказкой он проживает и справляется со своим состоянием, а значит сможет быть готовым и к задачам, которые обязательно будут стоять перед ним в жизни.
Бояться вместе
Да, сегодня родители внезапно ужасаются, когда снова открывают книгу, много раз читаемую в детстве, а там кого-то сажают в печь или кидают в кипящую воду. Конечно, они задумываются, надо ли читать такие сказки с детьми…
Главный критерий к пониманию читать или не читать, — это отношение самого родителя. Есть четыре основных фактора, на которые очень реагируют дети: тон голоса, дыхание, взгляд, резкие движения головой взрослого. Если родитель читает сказку, которая ему нравится, это проявляется и в тоне, и в глубине дыхания, в добром взгляде. Ребёнок считывает эти сигналы и готов «побояться» рядом с родителем.
Главный критерий к пониманию читать или не читать, — это отношение самого родителя. Есть четыре основных фактора, на которые очень реагируют дети: тон голоса, дыхание, взгляд, резкие движения головой взрослого. Если родитель читает сказку, которая ему нравится, это проявляется и в тоне, и в глубине дыхания, в добром взгляде. Ребёнок считывает эти сигналы и готов «побояться» рядом с родителем.
Если вы переживаете, как бы не прочитать лишнего (слишком страшные наказания, кровавые сцены), делаете долгие паузы, читая про себя, что же написано дальше, теряется единство ребёнка и родителя. Возможно, есть другой член семьи, который спокойно относится к ужастикам и сможет бояться вместе, бояться рядом и точно знать, что все закончится хорошо.
Если ребёнок не готов к такому чтению, он обязательно попросит вас закрыть книгу.
Если ребёнок не готов к такому чтению, он обязательно попросит вас закрыть книгу.
Преодолеть все трудности
Бывает, что дети просят почитать одну и ту же страшную сказку несколько раз. Это может сигнализировать, что ребенок испытывает напряжение по какому-то поводу (например, первый раз пошел в детский сад).
Обсуждайте с ребенком прочитанное. Иногда то, что вам кажется страшным, не страшно ребёнку и наоборот. В процессе обсуждения можно придумать свой финал, пофантазировать и додумать сюжет. Как только ребенок преодолеет этот страх, потребность в чтении определенной сказки отпадет сама.
Обсуждайте с ребенком прочитанное. Иногда то, что вам кажется страшным, не страшно ребёнку и наоборот. В процессе обсуждения можно придумать свой финал, пофантазировать и додумать сюжет. Как только ребенок преодолеет этот страх, потребность в чтении определенной сказки отпадет сама.
Я очень хорошо помню две сказки, которые невероятно пугали меня в детстве, но при этом я готова была их слушать, затаив дыхание. Это сказка про Василису, которую отправили к Бабе Яге за светом. И сказка «Карлик Нос», где главного героя перестаёт узнавать мама. Это был мой самый страшный кошмар. Но в конце главные герои справлялись со всеми трудностями, а злые герои были наказаны.
Да, для взрослого человека череп, который сжигает мачеху и её дочерей, — довольно жестокая сцена. Но для ребёнка это было логичным завершением. Я не представляла в своей голове, как мучаются герои, сгорая от глаз черепа. Я радовалась, что зло наказано, а Василиса справилась с трудностями и своим страхом и сможет теперь жить счастливо.
Читать!
Страшные сказки — это возможность понять, что в жизни можно справиться с любой бедой. Поэтому я, конечно, за страшные сказки, которые мне самой нравятся. Если мне неприятно читать сказку, она не появится в моем доме, и жизнь ребёнка не изменится в худшую сторону. Но и совсем исключать подобного рода книги я бы не стала. Где как не в волшебном мире, представлять себя сильной Василисой или сестрицей из сказки «Гуси-лебеди», которая хоть и боится, но справляется с очень сложным испытанием. Раз эти герои могут справиться со своим страхом, так значит, и я смогу!
Сказки — это один из самых важных жанров детской литературы, который развивает воображение и фантазию детей и помогает им понять мир вокруг себя.
Сказки — это один из самых важных жанров детской литературы, который развивает воображение и фантазию детей и помогает им понять мир вокруг себя.