Может ли существовать музыкальное образование для маленьких детей — без гамм и сольфеджио, без нот, в форме увлекательной игры? И будет ли такое образование серьёзным?
Мы встретились с Анной Мальцевой, педагогом с академическим музыкальным образованием. Анна ведёт программу «Домашний оркестр» в одном из районов А101 в Новой Москве.
На программу приходят дети от 2 лет вместе с родителями. И это уже само по себе необычно. Ведь часто родители желают «развивать» детей прямо с пелёнок, но были бы рады делегировать это развитие кому-нибудь другому…

«Норма» Беллини и печальная мышь
Наш «Домашний оркестр» я бы назвала маленькой филармонией, где музыкальное образование получают не столько через обучение игре на музыкальных инструментах, сколько через наслушанность.
Мы учимся слушать музыку, не просто включая фоном, а выделяя её, учимся реагировать на неё эмоционально и различать эмоции непосредственно в мелодии. Потому что музыка — это в первую очередь эмоции, а сюжет всегда можно придумать.
Мы учимся слушать музыку, не просто включая фоном, а выделяя её, учимся реагировать на неё эмоционально и различать эмоции непосредственно в мелодии. Потому что музыка — это в первую очередь эмоции, а сюжет всегда можно придумать.

Недавно мы слушали арию Нормы из оперы Беллини. Сюжет оперы трагический, но конечно, слишком взрослый для дошколят. Но дети прекрасно поняли, как передаётся горе и печаль через музыку, потому что у нас появился сюжет с… печальной мышью, у которой пропал мышонок.
Через доступные сюжеты дети начинают слышать, различать эмоции, а потом мы вместе иллюстрируем услышанное — рисуем на бумаге или лепим из пластилина. Так они учатся рефлексировать — разбираться в своих чувствах. Дома многие переслушивают музыку, а их работы напоминают им о собственных душевных переживаниях.
Ребёнок начинает испытывать эмоции с самого раннего возраста, и даже в отсутствие большого вербального опыта он способен понимать музыку.
У двухлетнего ребёнка много фокуса на внешнем мире, поскольку он только учится понимать себя. Раннее музыкальное образование становится для него естественным, «природным».
Через доступные сюжеты дети начинают слышать, различать эмоции, а потом мы вместе иллюстрируем услышанное — рисуем на бумаге или лепим из пластилина. Так они учатся рефлексировать — разбираться в своих чувствах. Дома многие переслушивают музыку, а их работы напоминают им о собственных душевных переживаниях.
Ребёнок начинает испытывать эмоции с самого раннего возраста, и даже в отсутствие большого вербального опыта он способен понимать музыку.
У двухлетнего ребёнка много фокуса на внешнем мире, поскольку он только учится понимать себя. Раннее музыкальное образование становится для него естественным, «природным».
Как змея помогает чувству ритма, а тараканы — саморегуляции
Музыка очень естественно «провоцирует» нас на движение. Под «Болеро» Равеля мы все вместе носим большую «змею». Стараясь синхронно двигаться, когда мы держимся за верёвку-змею, мы начинаем понимать, что сначала надо идти тихо и осторожно, а когда в конце звучит forte — более уверенно. И из хаоса вдруг рождается структура.
Музыкальную структуру и чувство ритма хорошо помогают отрабатывать и почувствовать обычные барабанные палочки. Игра на барабанных палочках также хорошо работает на развитие координации. Координация — это наша согласованность и коммуникация с внешним миром. Палочками можно стучать, поднимать вверх и в стороны, быть регулировщиком, дирижёром, кем угодно! Поэтому барабанные палочки мы используем даже не под музыку, а ритмично произносим стихи про… таракана.
Солнце встало
Утром рано
Спать ложатся тараканы
Та-ра-кан — на стуле!
Та-ра-кан — в кастрюле!..
Нужно вовремя вступить и простучать палочками и вовремя остановиться. А вот когда мы изображаем, как тараканы разбежались, тогда можно стучать палочками беспорядочно. И вот тараканы у нас бегают, дети стучат, потом я достаю тапок и резко бью. И наступает тишина — все тараканы спрятались, я никого не пришлёпнула.
Это игры на регуляцию возбуждения и торможения, на выход агрессии и на групповую коммуникацию и координацию.

Колокольчики и нотная грамота
Мы используем на занятиях диатонические колокольчики, которые имеют разную высоту звука. К ним можно приложить последовательность цветных картинок, и глядя, на эту последовательность, дети учатся извлекать мелодии.
Разный цвет колокольчиков даёт ребёнку визуальную опору. Чем меньше возраст, тем важнее эта визуальная опора.
К диатоническим колокольчикам я придумала не только карточки соответствующего цвета, но и образы. Например, у колокольчика оранжевого цвета это нота «ре». На карточке такого же цвета нарисована улитка. Когда мы исполняем гамму «до-мажор», я говорю «вышла оранжевая улитка», и дети моментально поднимают оранжевый колокольчик. Когда «проснулась голубая бабочка», они поднимают голубой колокольчик.
Игра на диатонических колокольчиках, как пассивный словарь, — мы учим ноты, не зная, что это ноты. Позже очень просто сделать это знание активным и научиться играть по нотам серьёзные произведения.
Играя на колокольчиках, мы также знакомимся с понятием консонанса и диссонанса в музыке. Если играть на всех колокольчиках подряд, получается резкое, диссонирующее звучание, а мы приучаем уши к благозвучию.
Разный цвет колокольчиков даёт ребёнку визуальную опору. Чем меньше возраст, тем важнее эта визуальная опора.
К диатоническим колокольчикам я придумала не только карточки соответствующего цвета, но и образы. Например, у колокольчика оранжевого цвета это нота «ре». На карточке такого же цвета нарисована улитка. Когда мы исполняем гамму «до-мажор», я говорю «вышла оранжевая улитка», и дети моментально поднимают оранжевый колокольчик. Когда «проснулась голубая бабочка», они поднимают голубой колокольчик.
Игра на диатонических колокольчиках, как пассивный словарь, — мы учим ноты, не зная, что это ноты. Позже очень просто сделать это знание активным и научиться играть по нотам серьёзные произведения.
Играя на колокольчиках, мы также знакомимся с понятием консонанса и диссонанса в музыке. Если играть на всех колокольчиках подряд, получается резкое, диссонирующее звучание, а мы приучаем уши к благозвучию.

Простые-непростые музыкальные инструменты
Классику не обязательно постигать с серьёзным лицом в строгом академическом окружении скрипок и роялей. Так, участники «Домашнего оркестра» знакомятся с «Маршем Черномора» Глинки, подыгрывая ему на трещотках. Я придумала под него стихотворение. Я вообще под любую классическую музыку люблю придумывать стихотворение, тогда дети хорошо схватывают всё вместе.
С бубнами мы танцуем тарантеллу с 3−4-летками. Игра на музыкальных инструментах вместе с движением — это вообще сложный навык. Это сложный навык и в хореографии, когда ты не просто танцуешь, а используешь реквизит. Вот инструмент у нас и есть реквизит, и с помощью музыки и движения мы развиваем внимание и координацию.

Недавно у нас появились металлофоны. Это интересные для ребёнка инструменты и сложные. Пластинки у них тоже цветные, как у диатонических колокольчиков, а значит, можно учиться различать высотность звуков. Малышам пока сложно замахнуться и попасть точно по цветной пластине шириной в два сантиметра. Зато можно пробежаться молоточком по всему нотному ряду — мы делаем это вместе с вариациями Китри из балета «Дон Кихот» Минкуса.
С помощью флейты мы учимся извлекать длинные и короткие звуки, вместе с этим умело пользоваться своей диафрагмой и лёгкими. Я придумала им книжку про курочку. Если извлечь короткий звук — наша курочка спряталась, если длинный — она пришла и снесла яйцо.
Помимо собственно музыкальных и сопутствующих им занятий ребята учатся внимательному отношению к музыке, к инструменту, к партнёрам. Здесь мы закладываем навык внимательного слушателя. Когда мы приходим в концертный зал, мы уважительно относимся к исполнителям. Так же уважительно мы относимся и к другим участникам нашей группы.

Зачем ходить вместе с родителями
Наша программа рассчитана на детей с родителями, потому что я полностью убеждена, что ребёнок тогда увлечён и увлекаем, когда видит увлечённость родителей. Он потом и по жизни несёт свою увлечённость. Хочется втянуть родителей в свою музыкальную веру, чтобы ребёнок почувствовал удовольствие от музыки, в том числе, от родителя.
Маленький ребёнок находится с родителем в большой связи. В какой-то момент тем и другим необходимо отпустить друг друга и в то же время оставаться во взаимодействии. Внутри детско-родительского взаимодействия родителю важно позволить ребёнку проявлять себя. То же самое потребуется и от ребёнка. Дети не привыкли, что родитель может быть частью большой группы, они любят, когда мама принадлежит только им.
На занятиях мы, конечно же учимся петь, но вряд ли дети быстро запоют сами, им нравится меня слушать. Что такое петь? Это значит не стесняться, не комплексовать, дать выход своим желаниям и эмоциям, перестать тревожиться.
Я прошу родителей петь, и дети моментально начинают делать то же самое.
В результате наших совместных занятий у родителей появилась потребность ставить классическую музыку дома. Мы два раза вместе выходили в филармонию, и есть семьи, которые регулярно ходят туда самостоятельно.
Маленький ребёнок находится с родителем в большой связи. В какой-то момент тем и другим необходимо отпустить друг друга и в то же время оставаться во взаимодействии. Внутри детско-родительского взаимодействия родителю важно позволить ребёнку проявлять себя. То же самое потребуется и от ребёнка. Дети не привыкли, что родитель может быть частью большой группы, они любят, когда мама принадлежит только им.
На занятиях мы, конечно же учимся петь, но вряд ли дети быстро запоют сами, им нравится меня слушать. Что такое петь? Это значит не стесняться, не комплексовать, дать выход своим желаниям и эмоциям, перестать тревожиться.
Я прошу родителей петь, и дети моментально начинают делать то же самое.
В результате наших совместных занятий у родителей появилась потребность ставить классическую музыку дома. Мы два раза вместе выходили в филармонию, и есть семьи, которые регулярно ходят туда самостоятельно.
В общем не бойтесь постигать классику вместе с детьми. Через неё дети учатся выражать эмоции, лучше осознают своё тело и управляют им, развивают память, координацию и концентрацию. Всё это в полной мере относится и к взрослым. Вы становитесь ближе к своему ребёнку и можете качественно проводить время друг с другом.
