Рассказываем, как работают программы, построенные по принципу свободной игры или свободного выбора
Множество программ для детей и подростков можно строить по принципу свободной игры, или свободного выбора, — не предлагая готовых схем и инструкций, не обучая в привычном смысле этого слова, не давая пошаговых рецептов как действовать, но наделяя ребёнка самостоятельностью и предоставляя выбор.
Как это работает на примере мастерских или каникулярных смен Лёрнити и что даёт участникам и опосредованно их родителям, мы расспросили педагога-психолога, Светлану Гурееву.
Начала она с того, что у любого свободного пространства есть границы и правила.
Как это работает на примере мастерских или каникулярных смен Лёрнити и что даёт участникам и опосредованно их родителям, мы расспросили педагога-психолога, Светлану Гурееву.
Начала она с того, что у любого свободного пространства есть границы и правила.
Свобода с правилами?
С. Г.: Наше свободное пространство держится на трёх китах, «трёх бережно»: бережное отношение к себе, бережное отношение к другим и бережное отношение к инструменту, материалу в зависимости от наполнения пространства.
В остальном у ребёнка очень много свободы, он может выбирать и, самое ценное, использовать возможности самостоятельно или прибегая к помощи.
В остальном у ребёнка очень много свободы, он может выбирать и, самое ценное, использовать возможности самостоятельно или прибегая к помощи.
– То есть мы говорим именно о специально организованном пространстве?
С. Г.: Да, это, например, пространство наших мастерских или смена городского лагеря. Сюда приходят за вдохновением, за тем, чтобы научиться, посмотреть, что делают другие, и примкнуть к команде, решить свою задачу, реализовать свой проект.
Первая встреча в мастерской, как правило, начинается с небольшой заминки, потому что, в отличие от многих наших программ, в школе всегда есть образец, конкретное задание.
Первая встреча в мастерской, как правило, начинается с небольшой заминки, потому что, в отличие от многих наших программ, в школе всегда есть образец, конкретное задание.
Мы ни в коем случае не обесцениваем опыт работы с образом готового продукта, заданного заранее, просто говорить будем об авторском опыте, когда ты сам прошёл весь путь от замысла до результата.
Тем, у кого возникает вопрос «а что же делать?», свободное пространство позволяет тренировать «мышцу» воображения и фантазии и пробовать создавать и реализовывать свой замысел.
Впрочем, даже с теми, кто уверен в себе и точно знает чего хочет, всегда есть что обсудить: «А как ты это делал? Представлял ли, насколько быстро это сделаешь, и как вышло на деле?»
Впрочем, даже с теми, кто уверен в себе и точно знает чего хочет, всегда есть что обсудить: «А как ты это делал? Представлял ли, насколько быстро это сделаешь, и как вышло на деле?»
Забегая вперед, скажу, что я использую опыт STEM-программ Лёрнити в собственной практике консультирования с ребятами, с которыми сложно установить контакт и у которых очень сильно проявляется страх ошибки (когда человек боится ответить неправильно). Я выкладываю на стол проволоку, винтики, бумагу, клей… У ребёнка есть возможность играть и одновременно что-то придумать и сделать. И они придумывают — творчески или шаблонно, реализуют — спрашивая взрослого или самостоятельно. Так проявляется отношение человека к своему замыслу и результату. Затем вместе можно выйти на осмысление этого опыта, поговорить, страшно ли было сделать что-нибудь «не так».
Пробовать и ошибаться – важно!
Наверно, уже понятно, что настоящая свобода нашего пространства — это столкновение с необходимостью выбора. В мастерской можно выбрать карточку из папки с образцами, а можно сделать что-нибудь, следуя только за собственной фантазией. И это могут делать уже трёхлетки. На столярке для малышей после обсуждения правила «трёх бережно» мы предлагаем им нарисовать свой замысел. Благодаря визуализации ребёнку намного легче собраться и представить, что он будет делать дальше.
Мы предлагаем делать со своим замыслом что угодно, попробовать и ошибаться. Тема страха ошибки проходит красной нитью в практике любого психолога, работающего с детьми и подростками. В нашем свободном пространстве у ребят есть возможность работать с таким страхом, даже если они этого не осознают. Они получают опыт успеха, когда их замысел реализуется и принимается взрослыми, чтобы затем в привычных ситуациях не бояться на собственном пути.
Это не значит, что мы восхищаемся каждым прикрученным винтиком, аплодируем и вешаем на стену всякий результат самостоятельной деятельности. Нет. Но всячески поддерживаем авторство — у меня получилось, я сделал! Прокачиваем внутреннюю МОГУчесть. Могучесть, происходящую от «я МОГУ».
Это не значит, что мы восхищаемся каждым прикрученным винтиком, аплодируем и вешаем на стену всякий результат самостоятельной деятельности. Нет. Но всячески поддерживаем авторство — у меня получилось, я сделал! Прокачиваем внутреннюю МОГУчесть. Могучесть, происходящую от «я МОГУ».
Я могу что-то сделать, как-то ответить обстоятельствам, даже если ошибаюсь или окажусь в ситуации, когда я недоволен своим результатом.
А что такое ответить обстоятельствам? Это держать ответ, это ответственность.
— И многие наши программы мы организуем именно по такому принципу — работы в свободном пространстве, работы с авторством и ответственностью. Верно?
С. Г.: Уж точно все мастерские Лёрнити и смены нашего городского лагеря.
Свободное пространство, — это не делаю что хочу, но использую свои широкие возможности в заданной тематике и контексте.
Последний городской лагерь «Четыре комнаты» был для меня очень показательным. У участников были реальные четыре комнаты для квеста в нашем городском лагере, материалы и пять дней каникул. Как преобразовать пространство, каков будет сценарий квеста, кто и какие роли будет играть в команде — всё это ребята решали сами. Конечно, лагерь всегда проходит с модерацией наставников, но модерация — это, скорее, прокачка коммуникативных навыков, когда учишься слышать мнение каждого, находить компромиссы.
Они с головой уходили в придумывание и постройку дома, в котором что-то таинственно скрипит, шуршит и хлопает, так, что порой приходилось очень настойчиво переключать их на обед или прогулку. Было очень мало конфликтов, потому что каждый мог привнести что-то своё и увидеть результаты своей деятельности.
Они с головой уходили в придумывание и постройку дома, в котором что-то таинственно скрипит, шуршит и хлопает, так, что порой приходилось очень настойчиво переключать их на обед или прогулку. Было очень мало конфликтов, потому что каждый мог привнести что-то своё и увидеть результаты своей деятельности.
Я боюсь быть неуспешным и лучше не буду ничего делать
— Бывают те, кто пришёл и прекрасно всё визуализирует и точно знает, что ему нужно. А другой и выбрать не может, и не знает, что он будет делать, и вообще заранее всё отметает, чтобы ничего не делать, но зато и не быть неуспешным. Как работать с таким ребёнком, если он попадает на наши мастерские?
С. Г.: Здесь будет столько вариантов, сколько таких детей к нам попадёт. То, что работает с одним, может не сработать с другим.
Первое, что чаще всего делают наставники, — садятся вместе с ребёнком.
Ему наставник на первых порах задаст чуть больше вопросов. Что ты любишь? Если что-то делаешь, с чего начинаешь? Тебе что-то нравится? Мы можем вместе сделать.
Ребёнок совсем растерялся и не готов? В этом случае наставник готов пригласить его к себе в помощники, а заодно показать, как работать с инструментом. Нет задачи начинать со своего замысла, зато можно начать с деятельности, которая поможет освоиться.
Если я боюсь, у меня повышенная тревога, а тревога — это страх неизвестности. Нужно идти маленькими шагами, знакомя ребёнка с пространством, со стилем коммуникации, атмосферой.
Первое, что чаще всего делают наставники, — садятся вместе с ребёнком.
Ему наставник на первых порах задаст чуть больше вопросов. Что ты любишь? Если что-то делаешь, с чего начинаешь? Тебе что-то нравится? Мы можем вместе сделать.
Ребёнок совсем растерялся и не готов? В этом случае наставник готов пригласить его к себе в помощники, а заодно показать, как работать с инструментом. Нет задачи начинать со своего замысла, зато можно начать с деятельности, которая поможет освоиться.
Если я боюсь, у меня повышенная тревога, а тревога — это страх неизвестности. Нужно идти маленькими шагами, знакомя ребёнка с пространством, со стилем коммуникации, атмосферой.
Сложность выбора — на самом деле про жизнь, когда выбирать приходится ежедневно. Какие-то варианты привычные, лёгкие и простые, а какие-то сложные. В пространстве Лёрнити очень много возможностей тренировать навык выбора в дружественной среде.
Есть ещё одна волшебная фраза для тревожного и растерянного — «давай на сегодня». Мы не делаем что-то навсегда, давай на сегодня выберем сделать что-нибудь из больших деталей, из этих трёх деталей сделать, а в следующий раз, может, разглядим, на что это похоже и что можно сделать ещё.
Свобода в том, что каждый продвигается со своим темпом. Никто не говорит, что за сегодняшнее занятие мы сделаем табурет, хотя, безусловно, рядом может быть кто-то, кто за занятие делает табурет.
Свобода в том, что каждый продвигается со своим темпом. Никто не говорит, что за сегодняшнее занятие мы сделаем табурет, хотя, безусловно, рядом может быть кто-то, кто за занятие делает табурет.
— Теперь пойдем от противного. Вот ты почувствовал себя успешным конкретно на этой мастерской, в этом лагере, а потом вышел в другую среду, а она не даёт тебе выбора. Есть ли в этом противоречие?
С. Г.: Любой опыт, даже маленький, — это лучше, чем ничего, он всегда больше нуля. Наверно, можно прожить всю жизнь, в которой я не могу, не хочу, не знаю как. Бывает, что родители приходят на день открытых дверей и спрашивают, где конкретная инструкция? что сегодня мой ребёнок сделает? где образец?
К слову, подростки с протестным поведением — это реализация права выбора, которого раньше не давали ребёнку.
К слову, подростки с протестным поведением — это реализация права выбора, которого раньше не давали ребёнку.
Мы не устаём повторять, что этот опыт очень важен, потому что во взрослой жизни мы делаем выбор и становимся ответственными за него всё время. У вас есть выбор ходить на нелюбимую работу и страдать, а можно ходить и не страдать или вовсе не ходить.
Если возможность выбора в свободном пространстве — это ценность для семьи, и семья находит такое место, как Лёрнити, то чаши внутренних весов будут приходить в равновесие. Человек будет понимать, что где-то есть более жёсткие рамки, и он умеет в этих ситуациях себя вести, с этим справляться. Нет вообще ничего плохого, чтобы уметь что-то делать по инструкции, иногда это очень помогает.
Но также у вас будет и другой опыт. Разный опыт легко переносить, легко тиражировать и просто помнить о нём.
Если возможность выбора в свободном пространстве — это ценность для семьи, и семья находит такое место, как Лёрнити, то чаши внутренних весов будут приходить в равновесие. Человек будет понимать, что где-то есть более жёсткие рамки, и он умеет в этих ситуациях себя вести, с этим справляться. Нет вообще ничего плохого, чтобы уметь что-то делать по инструкции, иногда это очень помогает.
Но также у вас будет и другой опыт. Разный опыт легко переносить, легко тиражировать и просто помнить о нём.
Сложнее, когда опыта нету, и ты никак не можешь к ситуации отнестись и сравнить, подумать, как можно по-другому.
Свобода – это границы. Ошибки – это часть процесса
В любом свободном пространстве всегда есть границы других людей, границы правил, регламента и прочее. В столярке можно построить огромный дом, но затем понять, что его невозможно вынести, потому что дверной проём — это тоже ограничение. И прекрасный замысел приходится корректировать и изменять. Следствие этого — внутренняя гибкость. И одной реакцией может быть, что я сделал прекрасное, а у вас тут двери узкие, а другой — что я теперь вижу просчёт, как здорово, что мы это сейчас обнаружили и теперь можем сделать по-другому.
Почему часто ребята в классе решают задачи нормально, а на контрольных у них плохие результаты? Потому что боятся ошибиться и тревожатся. Наше пространство даёт возможность с ошибкой «подружиться», сделать её частью процесса. Спасибо за информацию, что называется, сейчас я дополнительно поработаю над процессом (задачей, уравнением) и буду лучше в этой части разбираться.
Почему часто ребята в классе решают задачи нормально, а на контрольных у них плохие результаты? Потому что боятся ошибиться и тревожатся. Наше пространство даёт возможность с ошибкой «подружиться», сделать её частью процесса. Спасибо за информацию, что называется, сейчас я дополнительно поработаю над процессом (задачей, уравнением) и буду лучше в этой части разбираться.
Если я ошибся, это не значит, что я неправильный, но это значит, что я деятельный, я что-то делал, я в чём-то хочу разобраться.
Человек постигает, что результат его работы не равно какое-то Я. Не так отпилил не равно безрукий, не так ответил – не равно глупый. В свободном пространстве мы успешно отклеиваем ярлыки, которые когда-то сами на себя охотно навесили.
Это одновременно пространство работы с ошибками, когда я могу чему-то научиться. И нет ни одного человека в мире, который бы не ошибался. Следующим шагом собственного роста может быть более простое отношение к ошибкам других. За пять дней нашего городского лагеря не было ни одного серьезного конфликта, но было много внимания к тем, кто рядом.
Это одновременно пространство работы с ошибками, когда я могу чему-то научиться. И нет ни одного человека в мире, который бы не ошибался. Следующим шагом собственного роста может быть более простое отношение к ошибкам других. За пять дней нашего городского лагеря не было ни одного серьезного конфликта, но было много внимания к тем, кто рядом.
– То есть люди учатся рефлексии и саморефлексии – осмысливают свой опыт, чтобы идти дальше.
С. Г.: Мы не говорим, что попадая в Лёрнити, любой человек волшебным образом преображается, но да, у нас есть ценности, которыми щедро делятся наставники, программы, само пространство. Задача — не научить ребёнка делать конкретную табуретку, а дать ему возможность придумать, какую бы он хотел сделать, помочь ему в реализации настолько, насколько он просит. Ведь помощь — это по мощи своей. С одной стороны, он делает насколько он может сейчас, и я помогаю насколько могу. И для помощи важен еще один факт — запрос на неё. Умение обращаться за помощью — к наставнику, к друг другу, предлагать эту помощь, сталкиваться с опытом отвержения — и это для кого-то может быть новым опытом.
Сейчас мы разработали карточки автора, своеобразные анкеты: здесь можно зафиксировать запрос или предложение помощи, все моменты личной работы.
Также мы предлагаем оценить, какими инструментами ребенок пользовался и как хорошо у него получается, фокусируем на том, за что можно себя похвалить.
Сейчас мы разработали карточки автора, своеобразные анкеты: здесь можно зафиксировать запрос или предложение помощи, все моменты личной работы.
Также мы предлагаем оценить, какими инструментами ребенок пользовался и как хорошо у него получается, фокусируем на том, за что можно себя похвалить.
Это про пространство выбора даже на бумаге и довольно редкий опыт. Не каждый раз после урока нас спрашивают, насколько мы сегодня поработали, насколько справились с трудностями.
Отвечая на вопросы, ребята задумываются, каково им было, и в следующий раз могут спланировать (или нет) какие-либо изменения.
Лучше смартфона
— Жизнь настолько изменилась, что сейчас взрослым приходится специально организовывать свободное пространство, чтобы сделать некий симулятор того, что у нас было в детстве, когда мы развивали свои навыки коммуникации и воображение во дворе. Наверно, это ни хорошо, ни плохо, но все-таки…
С. Г.: Сейчас у детей много конкретики – конкретные куклы, конкретные игры, готовые наборы. Это всё настолько готовое, что сложно применить к этому авторство.
Иногда избыток готовых шаблонных решений способствует тому, чтобы быстро научиться этим пользоваться, но не способствует внутреннему творчеству, генерации новых идей и замыслов.
Вот ребёнок в игре покупает виртуального щенка за реальные деньги.
«У тебя же нет щенка, у тебя есть картинка в железной коробочке, говорю я. — Да нет же, я прошёл уровень и могу купить щенка. — Но по факту ты сидишь в кресле с коробочкой и картинкой и без денег, подаренных на день рождения».
Такой купленный щенок — тоже бешеная работа воображения. Здесь я тоже могу, но могу не за счёт того, что я реально что-то делаю. Именно поэтому очень не хочется вылезать из виртуального мира — там я могу выбирать, кем мне быть, как выглядеть, какие у меня будут способности и внешний вид. В реальной жизни мало возможностей выбирать, а здесь — пожалуйста!
«У тебя же нет щенка, у тебя есть картинка в железной коробочке, говорю я. — Да нет же, я прошёл уровень и могу купить щенка. — Но по факту ты сидишь в кресле с коробочкой и картинкой и без денег, подаренных на день рождения».
Такой купленный щенок — тоже бешеная работа воображения. Здесь я тоже могу, но могу не за счёт того, что я реально что-то делаю. Именно поэтому очень не хочется вылезать из виртуального мира — там я могу выбирать, кем мне быть, как выглядеть, какие у меня будут способности и внешний вид. В реальной жизни мало возможностей выбирать, а здесь — пожалуйста!
Свобода выбора, которую дети ловят в телефоне, — это быстрое дофаминовое достигаторство. В реальной жизни столько всего не происходит. Ребята, которые сидят в компьютерах, хорошо прокачивают умение долго удерживать задачу, но то, чего они там достигают, сложно забрать в реальный мир.
И здесь активности в Лёрнити — то, что реально может конкурировать с гаджетом. Раньше я не мог пользоваться шуруповертом, а теперь могу, раньше я не представлял, как сделать большой квест, теперь не просто представляю, но сделал его вместе с командой. Именно в этом мире я могу что-то менять, на что-то влиять, что-то реализовывать.
Так что приветствуем вас в границах свободного реального пространства!
Так что приветствуем вас в границах свободного реального пространства!