Где пересекаются интересы подростка и девелопера
Архитектурный фестиваль «Открытый город», инициатор и организатор которого Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, — площадка для коллективного разговора архитекторов и урбанистов — впервые за девять лет своего существования открыл специальный трек для подростков. В него вошли и образовательная программа в школах, и архитектурные воркшопы, и даже настоящее строительство.
Метафорой «подростковой» молодой Москвы сегодня как нельзя лучше служит Новая Москва. Группа компаний «А101» ведёт здесь активное строительство и бережно подходит не только к архитектуре пространств, но собственно к среде, в которой эти пространства появляются и в которых живут люди. На этой почве отлично всходят идеи добрососедства и появляются активные сообщества, которые хотят влиять на качество жизни в городе. В школах, построенных девелопером, прошли уроки городского развития в рамках «Открытого города».
Метафорой «подростковой» молодой Москвы сегодня как нельзя лучше служит Новая Москва. Группа компаний «А101» ведёт здесь активное строительство и бережно подходит не только к архитектуре пространств, но собственно к среде, в которой эти пространства появляются и в которых живут люди. На этой почве отлично всходят идеи добрососедства и появляются активные сообщества, которые хотят влиять на качество жизни в городе. В школах, построенных девелопером, прошли уроки городского развития в рамках «Открытого города».
Мы пришли к Александре Чертковой, архитектору, сооснователю бюро «Дружба», образовательного проекта «Драконопроект» и куратору архитектурного воркшопа на подростковом треке «Открытого города». Воркшоп предполагает проектирование пространства или объекта вместе с подростками (соучаствующее проектирование), после чего в районах А101 начнётся его реальное строительство.
– Зачем «Открытому городу» трек для детей и подростков?
— Дайте человеку реальные инструменты и понимание, что его участие в решении задач и в выборе этих решений действительно важно, и с большой вероятностью вы получите субъектного горожанина, который что-то делает. Мы наконец сформулировали для себя этот посыл в рамках «Открытого города» и готовы популяризировать профессию и работать не только со студентами, но впускаем в эту сферу школьников.
Ранее мы проводили огромную научную работу и даже разработали методологию, которая называется «Как проектировать школьный двор с детьми как соавтоарми», где мы с нашими коллегами — учеными из МГПУ и Лабораторией ребёнка подробно исследовали этот вопрос и уверенно отвечаем на самые каверзные вопросы: Зачем это нужно? К чему это приведёт? Как не сделать иллюзию этого соучастия? Как не демотивировать участника?
Ранее мы проводили огромную научную работу и даже разработали методологию, которая называется «Как проектировать школьный двор с детьми как соавтоарми», где мы с нашими коллегами — учеными из МГПУ и Лабораторией ребёнка подробно исследовали этот вопрос и уверенно отвечаем на самые каверзные вопросы: Зачем это нужно? К чему это приведёт? Как не сделать иллюзию этого соучастия? Как не демотивировать участника?
Но в целом мы все уже знаем, что вовлечение пользователей в соучаствующее проектирование даёт наилучший результат, потому что мы получим пользователя, который «присвоил» себе место, территорию или объект, потому что прежде чем что-то делать, его спросили, он участвовал в его появлении.
Если мы говорим о ребёнке, то на самом деле механизмы соучастия не так-то легко на него накладываются. Чаще всего он не может сказать, что ему нужно, не может сформулировать.
Поэтому пошаговые механики вовлечения детей помогают нам вместе пройти этот путь: мы вместе учимся анализировать, задаваться вопросами, какие проблемы есть у места, с которым мы работаем, и какова его ценность, формулировать запрос к своему будущему пространству. Решения, которые ребята примут, приведут нас к реальному результату, а не к имитации действия.
Важно, что это умение можно применять не только к благоустройству двора. Навык анализировать, проблематизировать и находить решение даёт уверенность, что ты вообще можешь влиять на свою жизнь. Ты способен! У тебя есть возможности и полномочия. Эти качества мы хотим помочь взрастить современным школьникам.
Поэтому пошаговые механики вовлечения детей помогают нам вместе пройти этот путь: мы вместе учимся анализировать, задаваться вопросами, какие проблемы есть у места, с которым мы работаем, и какова его ценность, формулировать запрос к своему будущему пространству. Решения, которые ребята примут, приведут нас к реальному результату, а не к имитации действия.
Важно, что это умение можно применять не только к благоустройству двора. Навык анализировать, проблематизировать и находить решение даёт уверенность, что ты вообще можешь влиять на свою жизнь. Ты способен! У тебя есть возможности и полномочия. Эти качества мы хотим помочь взрастить современным школьникам.
Умение задавать вопросы
— А зачем всё это детям и подросткам? Они не склонны доверять взрослым, всё, что вы только что сказали, может звучать для них довольно декларативно. Чем мы их завлекали на уроки и на воркшоп?
— А мы не приходим к ним директивно с готовым решением, мы приходим с вопросом. У нас было много успешных кейсов с подростками, с которыми мы вместе проектировали пространство для них же самих в городской среде.
Кроме того, мы проектировали подобные пространства с привлечением ученых из МГПУ. Это психологи, физиологи, специалисты из разных областей. С ними мы тоже исследовали, что необходимо подростку в городе.
Интересно, что у двух разных процессов, которые шли в разное время, были одинаковые результаты. Научное сообщество сказало ровно то же, что и подростки, когда их правильно спросить. Главное — слушать, чего они хотят, а не делать то, что как нам кажется они хотят. Мы можем думать, что надо построить побольше скейтпарков, и будет им счастье, но нет.
Кроме того, мы проектировали подобные пространства с привлечением ученых из МГПУ. Это психологи, физиологи, специалисты из разных областей. С ними мы тоже исследовали, что необходимо подростку в городе.
Интересно, что у двух разных процессов, которые шли в разное время, были одинаковые результаты. Научное сообщество сказало ровно то же, что и подростки, когда их правильно спросить. Главное — слушать, чего они хотят, а не делать то, что как нам кажется они хотят. Мы можем думать, что надо построить побольше скейтпарков, и будет им счастье, но нет.
Из интересного: подросткам необходимы не только места для встреч, но и места для уединения, и места, где можно показать себя. Вот такая специальная типология пространства — где подросток показывает себя. Ученые это тоже выявили и сформулировали.
И это место должно быть модным, сказали нам подростки. И психологи нам то же самое сказали. Подросток никогда не придёт в немодное место.
Когда мы сейчас приходим к школьникам, мы не стараемся их чему-то научить, дать им знания. Мы хотим пройти с ними путь вместе. В начале пути мы так же, как и они, не знаем, чему это приведёт. Мы видим главный интерес в самом процессе. Подростки вовлекаются гораздо лучше взрослых. У тех много скепсиса после неудачного опыта. А у подростков, если к ним правильно подходить, горят глаза, они очень хотят участвовать и подключаться.
Когда мы сейчас приходим к школьникам, мы не стараемся их чему-то научить, дать им знания. Мы хотим пройти с ними путь вместе. В начале пути мы так же, как и они, не знаем, чему это приведёт. Мы видим главный интерес в самом процессе. Подростки вовлекаются гораздо лучше взрослых. У тех много скепсиса после неудачного опыта. А у подростков, если к ним правильно подходить, горят глаза, они очень хотят участвовать и подключаться.
— Стало интересно, как правильно спрашивать и правильно подходить…
— Есть методология которую разработал Генри Санофф, эксперт в области соучаствующего проектирования. С некоторыми поправками она работает и для детей. Взрослого никогда нельзя спрашивать, а что вы хотите здесь спроектировать? В первую очередь надо спрашивать про пользовательский опыт. У подростков тоже есть свой пользовательский опыт, их запрос мы будем вместе формулировать, и даже рисовать, и потом реализовывать.
Любовь Гурарий, куратор программы «Город для меня — Москва»: соавтор уроков городского развития в школах районов ГК «А101»
Любовь Гурарий, куратор программы «Город для меня — Москва»: соавтор уроков городского развития в школах районов ГК «А101»
Уроки вызвали неподдельный интерес у ребят. Кажется, что некоторые впервые задумались о том, что они сами могут что-то делать. Отклик был от «А что, так можно было?» до «Хочу! Могу! Буду».
В топе идей для пространства в районах А101 — дом на дереве, скейт-парк, гамаки, места для отдыха под навесом, подиум.
Мы сделали карту, где ребята отмечают места, в которых име хотелось что-то изменить.
Умение ввести в контекст
Перед началом воркшопа архитекторы «Открытого города» провели экскурсию, на которой знакомили участников с архитектурными решениями мирового уровня, которые без проблем можно найти в Москве. Наш разговор с Александрой происходил накануне экскурсии. Возможно, вы не задумывались, что в прогулке по Москве вас на каждом шагу встречают звёзды мировой архитектуры.
Итак, в путь.
Чтобы познакомиться с проектами и пространствами от российских архитекторов-урбанистов, участники начали с нового входа в Парк Горького со стороны Ленинского проспекта от бюро WOWHAUS. Каждый поискал что-то для себя в этом месте, задался вопросом «Почему это круто? Чего мне не хватает?».
Итак, в путь.
Чтобы познакомиться с проектами и пространствами от российских архитекторов-урбанистов, участники начали с нового входа в Парк Горького со стороны Ленинского проспекта от бюро WOWHAUS. Каждый поискал что-то для себя в этом месте, задался вопросом «Почему это круто? Чего мне не хватает?».
Далее все отправились на площадь перед музеем «Гараж» Рэма Колхаса, поговорили про неё, прошли через «Музеон» и рассмотрели нынешний парк скульптур как пример работы с историей места. Сравнили, чем этот подход отличается от работы со зданием ГЭС-2 и пространством вокруг него, реконструированным по проекту знаменитого архитектора Ренцо Пиано, построившим всем известный центр Помпиду, и уже на этом примере обсудили работу с историей места.
По дороге делали заметки на полях, как в будущем можно работать с собственным пространством, используя новые знания.
По дороге делали заметки на полях, как в будущем можно работать с собственным пространством, используя новые знания.
Закончили экскурсию в детском зоопарке, также проекте бюро WOWHAUS, где изучали, как среда может быть образовательной и помогает понимать мир.
Начали на площади Туве Янссон в Коммунарке и закончили экскурсию на ней же. Но в конце посмотрели на знакомую площадь уже через призму экскурсионного опыта и нашли там реализованные архитектурные приёмы, о которых узнали за короткий световой день.
Начали на площади Туве Янссон в Коммунарке и закончили экскурсию на ней же. Но в конце посмотрели на знакомую площадь уже через призму экскурсионного опыта и нашли там реализованные архитектурные приёмы, о которых узнали за короткий световой день.
Гайд по архитектурному проектированию с подростками
— Каким образом организована работа по участию ребят в разработке эскизов объектов и макетов для территории?
— У нас тут припрятан рояль в кустах, и это снова методика! На событии, которое называется Placemaking Europe (проект, объединяющий практиков, ученых, общественных лидеров, игроков рынка и политиков в области создания пространств — прим.) и проходило в Нидерландах, мы представили методику, как большая группа детей может работать над одной задачей, не потеряв при этом личное участие. Это поступательная пошаговая схема. Мы использовали её в образовательной лаборатории «Драконопроект», где мы уже давно строим с детьми настоящие объекты.
Мы говорим именно о том, как в большой группе добиться единого результата, когда что-то можно реально построить и каждый чувствует свою причастность. Здесь идёт очень сильная работа с образом и знанием места.
Сначала мы это пространство как бы формулируем. Формулируем, какое оно — мягкое, пушистое, тёплое, светлое, уютное или оно холодное, твёрдое, чёткое, графичное. Мы даём эпитеты месту. Потом мы плавно переводим это в некий дизайн-код, переходя к материальному. Это гладкое, деревянное, стеклянное? Какое оно по фактуре?..
Таким образом, в общем мастермайнде мы нащупываем дизайн-код территории. Имея дизайн-код и совместно сформулированный запрос к пространству, мы уже решаем функциональную задачу.
Вот здесь есть пустырь — что мы можем сделать, чтобы здесь было классно? Можем ли мы например, поставить здесь большой батут с подушками? Мы вместе формулируем, какой функциональный приём мы используем, накладываем дизайн-код и получаем несколько объектов, выполненных в одной стратегической технике, либо один, характер которого мы тоже придумали вместе.
Этот метод мы хотим популяризировать и обязательно будем им делиться со всеми, кто ищет подходы для соучаствующих практик, которые дают качественные результаты.
Вот здесь есть пустырь — что мы можем сделать, чтобы здесь было классно? Можем ли мы например, поставить здесь большой батут с подушками? Мы вместе формулируем, какой функциональный приём мы используем, накладываем дизайн-код и получаем несколько объектов, выполненных в одной стратегической технике, либо один, характер которого мы тоже придумали вместе.
Этот метод мы хотим популяризировать и обязательно будем им делиться со всеми, кто ищет подходы для соучаствующих практик, которые дают качественные результаты.
Действительно подростковый проект?
— Возведение объектов требует юридических согласований и понимания принадлежности земель. Кому/чему будет принадлежать этот объект? Как мы решаем этот вопрос?
— В планах у нас есть день, когда мы приглашаем комиссию. Во всех взрослых проектах мы бесконечно с кем-нибудь что-нибудь согласовываем, и в нашей жизни всегда существуют комиссии. В нашей комиссии будет представитель Департамента благоустройства А101 и другие люди, которые посадят на реальную почву наши идеи. В начале процесса мы позволим себе всё, а после приземления, когда подтвердится часть наших предположений, мы будем работать с новой реальностью.
В нашем случае разрешение на строительство нам даёт управляющая компания и девелопер.
В нашем случае разрешение на строительство нам даёт управляющая компания и девелопер.
— Если проект окажется удачным, есть ли вероятность, что серьезное архитектурное образование придет в школы районов А101? Архитектурные классы в школах? Архитектурные курсы для старших школьников?
— Это абсолютно реалистичный сценарий!
Более того, у нас есть такие прецеденты в других школах. Мы сотрудничаем со школами и ведём такие направления у себя в «Драконопроекте».
Более того, у нас есть такие прецеденты в других школах. Мы сотрудничаем со школами и ведём такие направления у себя в «Драконопроекте».
Это мой город
— Кто сегодня формирует мысль об идеальном устройстве города помимо архитекторов? Какие дискуссии сегодня разворачиваются в среде исследователей городов?
Вопрос одновременно сложный и одновременно на него есть ответы.
Как ни странно, повестка, которая была поднята Джейн Джекобс (теоретик городского планирования и одна из основоположниц движения нового урбанизма; в частности, говорила о разобщенности, с которой люди часто сталкиваются в больших городах — прим.) в середине 20 века, всё ещё актуальна. Россия считается обществом, где люди очень разъединены между собой. Но мы можем с этим работать и делать жизнь людей лучше.
Как ни странно, повестка, которая была поднята Джейн Джекобс (теоретик городского планирования и одна из основоположниц движения нового урбанизма; в частности, говорила о разобщенности, с которой люди часто сталкиваются в больших городах — прим.) в середине 20 века, всё ещё актуальна. Россия считается обществом, где люди очень разъединены между собой. Но мы можем с этим работать и делать жизнь людей лучше.
Сегодня работа с контекстом города немыслима без участия жителей.
Архитектор — не тот, кто пришёл и сделал красиво, а тот, кто даёт реальные изменения качества жизни в пространстве. Здесь мои дети спокойно играют во дворе, здесь я нашёл новые отличные знакомства, в моём доме соседи обсуждают в чате, кто сегодня идёт играть в хоккей, что каждый приготовит на совместный на пикник. Ощущение не чужого, а везде своего даёт максимальный комфорт от пребывания в городе, от жизни в нём.
Вот эта повестка для нас всё ещё очень важна — формирование сообщества.
Вот эта повестка для нас всё ещё очень важна — формирование сообщества.
— С чего начать пытливому подростку, который бы хотел заниматься урбанистикой, городскими исследованиями, архитектурой?
— Предлагаю всегда следить за анонсами «Открытого города». Это хаб невероятных людей, объединённых желанием и энергией что-то делать в своём городе. Это отличная база и суперзнакомства, которые затем дают большие возможности. Многие, с кем мы работали в «Открытом городе», продолжают делать с нами проекты, в том числе научные.
Кейсы подростковых проектов со всей страны и сборники статей и методик по теме можно посмотреть на сайте ассоциации соучаствующего проектирования с подростками Городдляменя. рф
Кейсы подростковых проектов со всей страны и сборники статей и методик по теме можно посмотреть на сайте ассоциации соучаствующего проектирования с подростками Городдляменя. рф
Кроме того, надо следить за мероприятиями, которые подразумевают работу волонтёров. Сейчас много компаний, которые занимаются работой с сообществами, в том числе бюро «Дружба». Мы часто проводим воркшопы, где нам нужны волонтёры, и с нами вместе можно тоже погружаться в тему урбанистики.
Если ты подросток, то это классная проба сил. Пока есть время, но нет опыта, это самое лучшее, что можно себе представить.