Двор в обывательском представлении — место контркультуры и сомнительного жизненного опыта. Почему всё не так в случае с дворовыми играми
Двор в обывательском представлении — место контркультуры и сомнительного жизненного опыта. Почему всё не так в случае с дворовыми играми мы узнаем от педагогов-психологов Лёрнити Лилии Пушковой и Аллы Куровой.
Предыстория игр во дворах районов А101 такова. Полтора года назад команда педагогов Лёрнити начала играть с ребятами во дворах в старые добрые игры: классики, салки, вышибалы…
С тех пор адептов игр во дворах А101 становится всё больше, люди находят в них драйв и даже начинают понимать, в чём их полезность. И оказывается, что говорить с родителями о полезности дворовых игр совершенно не лишне. Современный родитель одержим идеей развивать своего ребёнка. При этом под развитием он зачастую понимает занятия с педагогом, после которых ребёнок рано читает, считает и даже пишет, а игра во дворе — это, конечно, удовольствие, но за ребёнком там не уследишь…
Предыстория игр во дворах районов А101 такова. Полтора года назад команда педагогов Лёрнити начала играть с ребятами во дворах в старые добрые игры: классики, салки, вышибалы…
С тех пор адептов игр во дворах А101 становится всё больше, люди находят в них драйв и даже начинают понимать, в чём их полезность. И оказывается, что говорить с родителями о полезности дворовых игр совершенно не лишне. Современный родитель одержим идеей развивать своего ребёнка. При этом под развитием он зачастую понимает занятия с педагогом, после которых ребёнок рано читает, считает и даже пишет, а игра во дворе — это, конечно, удовольствие, но за ребёнком там не уследишь…
Игра во дворе VS математика
Мы не устаём повторять родителям, что ребёнок, играя, занимается своей основной развивающей деятельностью.
Однако реально конкурировать, к примеру, с ментальной математикой, английским языком и другими элементами «настоящего» развития действительно сложно.
И вот здесь вступаем в игру мы с объяснениями, что игровой детский опыт — это база, фундамент для успешного освоения всего, в том числе математики. Нельзя утверждать, что ребёнок вовсе не будет интеллектуально развиваться, если не будет играть, но мы можем говорить о качестве усвоения материала.
В подвижной игре мы учимся быстро переключать внимание, контролировать свои действия, координировать речь и движение; мы оттачиваем скорость реакции и принятия решений, учимся рисковать и преодолевать страх. Внимание, баланс и координация — основные составляющие физиологической готовности к обучению.
Следовательно, чем больше человек двигается, тем больше у него опыта для освоения интеллектуальных задач.
Самые «толстые» кирпичики фундамента когнитивных способностей вашего ребёнка — те, на которых держится всё здание, — это развитые тактильная, вестибулярная, мышечно-составная, или моторная (или так называемая проприоцептивная), функции нервной системы. Эти функции начинают формироваться с рождения, и затем межфункциональные связи формируются постоянно и поддерживаются игрой, а в будущем становятся залогом успешного освоения интеллектуальных знаний.
Возьмём в качестве примера игру «Салки», которая, казалось бы, про то, как дети весело бегают друг за другом.
Весело бегая, дети учатся ощущать себя в пространстве, контролировать свои действия, различать временные интервалы, развивают внимание и быстрое его переключение и так далее, то есть развивают те функции центральной нервной системы, которые помогут успешно учиться и социализироваться.
Мы как педагоги можем разложить на такие полезные составляющие любую игру во дворе, но сейчас нам интересны родительские озарения.
Однако реально конкурировать, к примеру, с ментальной математикой, английским языком и другими элементами «настоящего» развития действительно сложно.
И вот здесь вступаем в игру мы с объяснениями, что игровой детский опыт — это база, фундамент для успешного освоения всего, в том числе математики. Нельзя утверждать, что ребёнок вовсе не будет интеллектуально развиваться, если не будет играть, но мы можем говорить о качестве усвоения материала.
В подвижной игре мы учимся быстро переключать внимание, контролировать свои действия, координировать речь и движение; мы оттачиваем скорость реакции и принятия решений, учимся рисковать и преодолевать страх. Внимание, баланс и координация — основные составляющие физиологической готовности к обучению.
Следовательно, чем больше человек двигается, тем больше у него опыта для освоения интеллектуальных задач.
Самые «толстые» кирпичики фундамента когнитивных способностей вашего ребёнка — те, на которых держится всё здание, — это развитые тактильная, вестибулярная, мышечно-составная, или моторная (или так называемая проприоцептивная), функции нервной системы. Эти функции начинают формироваться с рождения, и затем межфункциональные связи формируются постоянно и поддерживаются игрой, а в будущем становятся залогом успешного освоения интеллектуальных знаний.
Возьмём в качестве примера игру «Салки», которая, казалось бы, про то, как дети весело бегают друг за другом.
Весело бегая, дети учатся ощущать себя в пространстве, контролировать свои действия, различать временные интервалы, развивают внимание и быстрое его переключение и так далее, то есть развивают те функции центральной нервной системы, которые помогут успешно учиться и социализироваться.
Мы как педагоги можем разложить на такие полезные составляющие любую игру во дворе, но сейчас нам интересны родительские озарения.
Это «жжжж» неспроста…
Кроме игр по расписанию, педагоги Лёрнити готовы прийти в любой из дворов районов А101 по заявке на нашем сайте и стать игровыми прогрессорами в конкретной локации.
Чего же хотят родители, оставляя заявку на проведение игр? Оторвать детей от гаджетов? организовать детям досуг, чтобы те хорошо провели время? что-то ещё?
За прошедшее время мы немного раскачали наше родительское сообщество, и люди уже понимают, что игра помогает в решении многих запросов. Кто-то приходит, чтобы с нашей помощью познакомить детей во дворе. Кто-то говорит, что дети хоть и знакомы, но не понимают, как взаимодействовать друг с другом. Иногда их взаимодействие при взаимном интересе и желании играть друг с другом может быть довольно агрессивным.
Кого-то цепляет внезапное знание о том, что игры во дворе могут стать подготовкой к школе.
Ещё один родительский запрос касается реакции детей на проигрыш. Игра помогает переживать проигрыш наименее болезненно и безопасно, а ребёнок в игре многократно отрабатывает этот навык.
Другая сторона проигрыша — тренировка упорства. В играх дети реально тренируют упорство, и такой запрос со стороны родителей тоже есть.
Как только мы подсвечиваем, что именно тренирует, развивает ребёнок в игре, у родителя в голове что-то щёлкает — о, а ведь действительно!
Например, мы делаем фокус на том, что в игре дети учатся договариваться, а родитель тут же думает: «О, моему нужно научиться договариваться». Или «мой все время конфликтует», а тут мы с текстом в чате игр про конфликты…
Чего же хотят родители, оставляя заявку на проведение игр? Оторвать детей от гаджетов? организовать детям досуг, чтобы те хорошо провели время? что-то ещё?
За прошедшее время мы немного раскачали наше родительское сообщество, и люди уже понимают, что игра помогает в решении многих запросов. Кто-то приходит, чтобы с нашей помощью познакомить детей во дворе. Кто-то говорит, что дети хоть и знакомы, но не понимают, как взаимодействовать друг с другом. Иногда их взаимодействие при взаимном интересе и желании играть друг с другом может быть довольно агрессивным.
Кого-то цепляет внезапное знание о том, что игры во дворе могут стать подготовкой к школе.
Ещё один родительский запрос касается реакции детей на проигрыш. Игра помогает переживать проигрыш наименее болезненно и безопасно, а ребёнок в игре многократно отрабатывает этот навык.
Другая сторона проигрыша — тренировка упорства. В играх дети реально тренируют упорство, и такой запрос со стороны родителей тоже есть.
Как только мы подсвечиваем, что именно тренирует, развивает ребёнок в игре, у родителя в голове что-то щёлкает — о, а ведь действительно!
Например, мы делаем фокус на том, что в игре дети учатся договариваться, а родитель тут же думает: «О, моему нужно научиться договариваться». Или «мой все время конфликтует», а тут мы с текстом в чате игр про конфликты…
Лучшее лечение – это профилактика
Дети быстро вырастают и потом всё равно сядут в гаджеты просто потому, что в нынешнее время от этого никуда не деться. Но если сейчас на наших дворовых играх они сдружатся и научатся взаимодействовать, то в будущем их интересы будут шире, чем рамки экрана смартфона.
До того как гаджет попадёт ребёнку в руки, у него должен быть достаточный опыт эмоциональной телесной жизни, который не давал бы гаджетам полностью поглотить человека. Когда у человека есть компания, он с удовольствием бежит гулять. Он выбирает игру в футбол на настоящем поле с друзьями, а не на цифровом, поскольку у него есть опыт приятного взаимодействия не с гаджетом, а с другим человеком.
Причём мы говорим именно об опыте телесного взаимодействия, потому что «взаимодействовать» можно и в соцсетях, а вот если было много именно телесного опыта, то сам организм будет подталкивать ребёнка его повторять и искать новый.
До того как гаджет попадёт ребёнку в руки, у него должен быть достаточный опыт эмоциональной телесной жизни, который не давал бы гаджетам полностью поглотить человека. Когда у человека есть компания, он с удовольствием бежит гулять. Он выбирает игру в футбол на настоящем поле с друзьями, а не на цифровом, поскольку у него есть опыт приятного взаимодействия не с гаджетом, а с другим человеком.
Причём мы говорим именно об опыте телесного взаимодействия, потому что «взаимодействовать» можно и в соцсетях, а вот если было много именно телесного опыта, то сам организм будет подталкивать ребёнка его повторять и искать новый.
Подвести к озарению
Чтобы родитель увидел, как меняется ребёнок с приходом в его жизнь подвижной игры, должно пройти время, и нужно всё-таки провести определённую работу. Например, родителям наших юных игроков в лапту не было очевидно, что внутри игры мы не просто играем. Было одно понимание — что ребёнок будет бегать, получать нагрузку, а не сидеть в телефоне.
Но вот вся детвора начала договариваться о встречах и играх уже после самой игры. Это значит, что между ребятами расширяется взаимодействие.
Затем родители узнают от нас, что дети конфликтуют, но это нормально — мы разбираем конфликты, и во взаимодействии ребята учатся решать их конструктивно. Родители понимают, что и здесь идет прогресс.
Также существует незаметная со стороны, но значительная для нас динамика команды лаптистов в части развития её боевого духа. Первое время игроки покидали поле буквально через пять минут только потому, что команда начинала проигрывать. Мы потратили множество усилий, чтобы помочь становлению группы ребят как команды. Опыт проигрыша и последующей борьбы, неоднократно повторённый помогает ребёнку понять, что историю поражения проживать не страшно.
Но вот вся детвора начала договариваться о встречах и играх уже после самой игры. Это значит, что между ребятами расширяется взаимодействие.
Затем родители узнают от нас, что дети конфликтуют, но это нормально — мы разбираем конфликты, и во взаимодействии ребята учатся решать их конструктивно. Родители понимают, что и здесь идет прогресс.
Также существует незаметная со стороны, но значительная для нас динамика команды лаптистов в части развития её боевого духа. Первое время игроки покидали поле буквально через пять минут только потому, что команда начинала проигрывать. Мы потратили множество усилий, чтобы помочь становлению группы ребят как команды. Опыт проигрыша и последующей борьбы, неоднократно повторённый помогает ребёнку понять, что историю поражения проживать не страшно.
И если родители не видят динамики, с ними нужно говорить, рассказывать, что происходит, обсуждать, чему учится каждый конкретный ребёнок в общем деле.
Важно, когда родители хотя бы разок становятся свидетелями наших дворовых игр. Тогда можно обратить внимание на незаметные детали: вот сейчас ребёнок не вышел из игры, он переживает текущий проигрыш, но всё равно остаётся; вот он пошёл договариваться о соблюдении правил, он проживает весь спектр чувств в сложной ситуации и выходит из неё самостоятельно, не прибегая к спасительному кругу взрослой помощи.
А это на самом деле основная тема: если мы правильно и регулярно даём игровой опыт, то дети далее без участия взрослых могут сами себя организовать внутри группы сверстников.
Важно, когда родители хотя бы разок становятся свидетелями наших дворовых игр. Тогда можно обратить внимание на незаметные детали: вот сейчас ребёнок не вышел из игры, он переживает текущий проигрыш, но всё равно остаётся; вот он пошёл договариваться о соблюдении правил, он проживает весь спектр чувств в сложной ситуации и выходит из неё самостоятельно, не прибегая к спасительному кругу взрослой помощи.
А это на самом деле основная тема: если мы правильно и регулярно даём игровой опыт, то дети далее без участия взрослых могут сами себя организовать внутри группы сверстников.
Создать условия – это не мешать
Наша задача — донести до родителей, что игра — это очень важно, чтобы они, в свою очередь, создали условия, чтобы она происходила. Немного усилий, и эта субкультура снова возродится. И самое важное, что она должна возрождаться без тотального надзора и контроля взрослых. Дети находятся под контролем взрослых везде! Родители говорят им, как правильно делать, что нужно делать и что не делать, дают свою оценку ситуации как окончательную.
Без игры у детей нет моделей взаимодействия. Зато когда они видят, что можно играть, затем обсудить, продолжать ли играть по старым правилам или начать играть по новым, высказаться и пойти играть дальше, то мы снабжаем их инструментом взаимодействия. Игра — это модели разрешения конфликтов, умение договариваться, говорить о своём состоянии. И всё это для того, чтобы взрослый затем вообще вышел из этого процесса, а дети продолжали участвовать в нём самостоятельно.
Если вы далеко от районов А101, вспомните игры, которые зажигали именно вас, и просто поиграйте с детьми. Дети чувствуют и перенимают эмоциональное состояние взрослых, в особенности если это близкий взрослый. Дети многому учатся интуитивно, и не страшно, если вы, например, не умеете прекрасно разруливать конфликты. Просто дайте им то, что зажигало вас в детстве.
Без игры у детей нет моделей взаимодействия. Зато когда они видят, что можно играть, затем обсудить, продолжать ли играть по старым правилам или начать играть по новым, высказаться и пойти играть дальше, то мы снабжаем их инструментом взаимодействия. Игра — это модели разрешения конфликтов, умение договариваться, говорить о своём состоянии. И всё это для того, чтобы взрослый затем вообще вышел из этого процесса, а дети продолжали участвовать в нём самостоятельно.
Если вы далеко от районов А101, вспомните игры, которые зажигали именно вас, и просто поиграйте с детьми. Дети чувствуют и перенимают эмоциональное состояние взрослых, в особенности если это близкий взрослый. Дети многому учатся интуитивно, и не страшно, если вы, например, не умеете прекрасно разруливать конфликты. Просто дайте им то, что зажигало вас в детстве.