Медиа районов

Объясняем что такое сенсорная интеграция

Объясняем понятие «сенсорная интеграция» на простых примерах
Вы жаловались в детстве на особо колючие колготки? Крутились до умопомрачения на карусели? Таким образом вы могли обрабатывать ощущения, поступающие через сенсорные системы, которые являются основой для развития мозга и психики.

Мы попросили на пальцах объяснить, что такое сенсорная интеграция, нашего специального психолога, детского психотерапевта, руководителя программы «Я и Ты» для особых детей Анну Семёнову.

Что такое сенсорная интеграция и для чего нам нужно знать это словосочетание?

По-простому, сенсорная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств и упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Это процесс, когда человек понимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную (ощущение мышц и суставов), вестибулярную (равновесие). Адекватный ответ на внешние и внутренние раздражители, правильное взаимодействие сенсорных систем помогает нам учиться, общаться, чувствовать себя хорошо.
Впервые понятие сенсорной интеграции было введено эрготерапевтом Джин Айрес, которая и разработала метод терапии при нарушениях сенсорной интеграции. Наиболее часто метод применяется при работе с детьми с РАС, ДЦП, СДВГ, трудностях обучения, различных задержках развития и др. При этом подход прекрасно работает и с детьми без особенностей.

Сразу ли случается эта интеграция в нашей жизни?

В утробе матери у ребенка уже начинают работать вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы. Они образуют базу для взаимодействия всех органов чувств. Позднее развиваются зрение, обоняние и слух. У ребёнка есть изначальные данные, склонности, с которыми он рождается. Постепенно он накапливает опыт, который влияет на развитие сенсорных систем и способствует или не соответствует интеграции. И в наших силах на этот опыт повлиять самым благоприятным образом.

Раз есть интеграция, видимо, существует и обратный процесс. Чем он нехорош и можно ли вернуть все обратно?

Нарушения в сфере сенсорной интеграцией связаны со многими вещами. Это повышенная сенсорная чувствительность — кто-то не может носить шерстяные носки, тяжело реагирует на шум там, где другому нормально, не ест ту или иную еду, список можно продолжать долго. У кого-то возникают сложности в обработке информации — трудности в обучении в школе, понимании речи и усвоении языка. У третьих наблюдаются сложности в поведении — невозможность регулировать эмоции и поведение, сидеть за партой, сосредотачиваться.
Специалисты по сенсорной интеграции оценивают дефициты каждого конкретного ребёнка и рекомендуют для него упражнения. Последующие занятия помогают налаживать взаимодействие сенсорных систем и сбалансировать повышенную или пониженную чувствительность в той или иной сфере.

Конечно, мы не можем говорить, что занятия обязательно приведут всё в «норму» и «вернут обратно». Всё зависит от исходных сложностей и факторов, влияющих на эффективность занятий. Какие-то вещи с нами, уже взрослыми людьми, возможно, будут всегда, но сенсорная интеграция позволяет смягчить некоторые трудности у детей, а иногда и решить их, помочь ребёнку чувствовать себя лучше.

Может ли родитель заметить признаки расстройства сенсорной интеграции?

Вопрос на самом деле непростой. Сенсорная интеграция — это довольно специализированная область. Сами специалисты по сенсорной интеграции в своих исследованиях охватывают широкий спектр её нарушений. Например, если ребёнок не ест определённую еду, вполне возможно, что это связано с проблемами сенсорного характера, но это может быть связано и с расстройством пищевого поведения, когда человек может есть только ограниченный спектр продуктов, и требуются занятия с психологом.
Если у ребёнка аутизм, то специалист по сенсорной интеграции дополняет большой список, в который входит специальный психолог, детский психиатр, дефектолог и множество других.

Сенсорная интеграция может быть прекрасным дополнительным методом в комплексной помощи: при проблемах в моторной сфере, повышенной чувствительности, сложностях с регуляцией поведения.
По исследованиям, среди детей с особенностям развития 40−100% детей имеют какие-то нарушения в сфере сенсорной интеграции. Среди нейротипичных детей это около 10−15%. Кроме того, определённый процент людей, не имеющих каких-либо особенностей, рождается с повышенной сенсорной чувствительностью.

Капризный? Нет, чувствительный

Родитель может увидеть, что ребёнок особо чувствителен к разным стимулам — каша должна быть только определённой консистенции, всем вокруг надо говорить тихо, колготки колючие и так далее. Бывает, что чувствительность, наоборот, снижена — ребёнок не чувствует боли и голода или всё время ищет сенсорную стимуляцию, бесконечно качаясь на качелях, пока родителю, стоящему в сторонке, не станет нехорошо. Бывает, что ребёнок не может усидеть на месте, ему трудно выполнять инструкции и планировать действия, он неуклюж и чувствует себя неуверенно в своем теле. Признаков может быть много, но причины тех или иных сложностей могут быть разные. Нарушение сенсорной интеграции — скорее, сопутствующая характеристика многим состояниям. Обычно родители идут к с проблемами к логопеду, дефектологу, психологу, а они уже могут дополнительно порекомендовать специалиста по сенсорной интеграции. Тот на основе наблюдений даст собственную оценку и предложит упражнения для конкретного ребёнка. Это всегда индивидуальная работа.
В нашей группе кратковременного пребывания «Я и Ты» для особых детей мы наблюдаем, как кому-то нравится играть в песок, а кто-то бесконечно играет с водой. Если ребёнку неприятно открывать крышку от йогурта или нужно немедленно смыть испачканные руки, то для нас это возможность расширить его зону комфорта и приобрести другой опыт здесь.

Так, наша кулинария зачастую превращается в сенсорные игры. Мы мнём бананы для бананового хлеба и раскатываем тесто, но у кого-то может быть другой план, и он перемешивает и пересыпает муку и сахар, и для него это не про результат, а про процесс, который, безусловно, помогает сенсорной интеграции.
Мы предлагаем много специфичного движения: перешагивать через предметы, пролезать, бросать мяч, качаться на большом мяче и удерживать равновесие. Таким образом, мы даём разнообразный сенсорный опыт.
Раз в неделю у наших ребят есть замечательная возможность дополнять его в сенсорной комнате центра нейропсихологии и логопедии Алёны Истоминой в Коммунарке, где есть много специальных тренажеров для развития чувства равновесия, координации движений, осознания себя в пространстве и многих других. Специалисты центра предложили нам бесплатно использовать свою инфраструктуру для наших занятий с особыми детьми. Нейропсихолог, логопед, психолог, специалист по сенсорной интеграции – вот лишь немногое, что уже по достоинству оценили многие семьи.

Полезно всем

Что же касается сенсорной интеграции в развитии любого ребёнка, то всем без исключения детям полезно ходить по разнообразным поверхностям и ходить босиком, играть с песком и водой и просто играть на детских площадках. Классические специалисты по сенсорной интеграции пишут, что хорошо оборудованная детская площадка — это отличное поле для сенсорной интеграции, если там есть где качаться, бегать, играть с песком, кружиться, вертеться и лазить.

Пусть дети исследуют разные запахи и вкусы, играют на музыкальных инструментах… Таким образом они правильно адаптируются к окружающей среде, имеют меньше трудностей в обучении и социальном взаимодействии и успешно решают задачи в повседневной жизни.